Эта статья посвящена такой, актуальной для многих теме, как раннее развитие детей.
Первым делом, для того, чтобы понимать, откуда вообще взялась такая идея, что ребёнка надо развивать с раннего детства, расскажу о таком феномене, как созревание мозга.
Известно, что маленький человечек рождается с полным набором нервных клеток и в процессе взросления количество нейронов не увеличивается. Увеличивается лишь количество связей между нейронами. За счёт этих связей мозг здорово увеличивается в объёме в процессе жизни. Резкое увеличение количества нейронных связей в период до 3х лет породило целую теорию о том, что «после 3х уже поздно», которая, тем не менее, была
быстро опровергнута в результате развития нейрофизиологии в последней трети ХХ века. Однако, благодаря своевременному маркетинговому ходу и оперативно выпущенной книге, родители до сих пор воспринимают этот принцип за чистую монету.
Как же развивается мозг на самом деле? И когда и для чего, действительно, становится поздно?
Начнём, как обычно, с рождения. Мозг малыша похож на комок голых проводов и контактов, многие из которых вообще не связаны друг с другом. А созревание мозга - это процесс, который можно условно разбить на две части: увеличение количества связей между нейронами (обучение) и покрытие проводящих путей между нейронами (аксонов) миелиновой оболочкой -
миелинизация. Смысл миелиновой оболочки - изоляция и увеличение скорости передачи электрического сигнала. Чем больше связей между нейронами, тем более запутаны и длинны пути между ними и тем больше вероятность размытия и потери заряда в процессе его передачи. Нарушение миелиновой оболочки в зрелом возрасте приводит, например, к такой болезни как рассеянный склероз.