Ответы детского психолога
Раннее развитие
или что, на самом деле, надо успеть до трёх

Резкое увеличение количества нейронных связей в период до 3х лет породило целую теорию о том, что «после 3х уже поздно», которая, тем не менее, была быстро опровергнута в результате развития нейрофизиологии в последней трети ХХ века.
Эта статья посвящена такой, актуальной для многих теме, как раннее развитие детей.
Первым делом, для того, чтобы понимать, откуда вообще взялась такая идея, что ребёнка надо развивать с раннего детства, расскажу о таком феномене, как созревание мозга.

Известно, что маленький человечек рождается с полным набором нервных клеток и в процессе взросления количество нейронов не увеличивается. Увеличивается лишь количество связей между нейронами. За счёт этих связей мозг здорово увеличивается в объёме в процессе жизни. Резкое увеличение количества нейронных связей в период до 3х лет породило целую теорию о том, что «после 3х уже поздно», которая, тем не менее, была быстро опровергнута в результате развития нейрофизиологии в последней трети ХХ века. Однако, благодаря своевременному маркетинговому ходу и оперативно выпущенной книге, родители до сих пор воспринимают этот принцип за чистую монету.

Как же развивается мозг на самом деле? И когда и для чего, действительно, становится поздно?

Начнём, как обычно, с рождения. Мозг малыша похож на комок голых проводов и контактов, многие из которых вообще не связаны друг с другом. А созревание мозга - это процесс, который можно условно разбить на две части: увеличение количества связей между нейронами (обучение) и покрытие проводящих путей между нейронами (аксонов) миелиновой оболочкой - миелинизация. Смысл миелиновой оболочки - изоляция и увеличение скорости передачи электрического сигнала. Чем больше связей между нейронами, тем более запутаны и длинны пути между ними и тем больше вероятность размытия и потери заряда в процессе его передачи. Нарушение миелиновой оболочки в зрелом возрасте приводит, например, к такой болезни как рассеянный склероз.
Миелинизация в мозге происходит не хаотично, а в определенном направлении. От задних долей мозга к передним и от правого полушария к левому. Таким образом, наиболее эффективным является обучение именно тех зон мозга, в которых в настоящий момент активно идёт процесс миелинизации. Такие периоды называются в психологии сенситивными (чувствительными) для развития той или иной функции. На картинке ниже приведено условное разделение функций полушарий мозга.
Таким образом, то, что нужно активно развивать до 7 лет, можно видеть на картинке в зоне правого полушария.
Созревание правого полушария условно заканчивается к 7 годам, затем настаёт черёд левого полушария. Созревание лобных долей мозга, отвечающих за саморегуляцию и контроль, заканчивается примерно к 20 годам у девочек и примерно к 22 годам у мальчиков. (Да, разница между полами есть, и она стабильно держится на уровне в 2 года, хотя сроки окончания созревания за последние 30 лет сдвинулись в сторону увеличения для обоих полов).

Таким образом, то, что нужно активно развивать до 7 лет, можно видеть на картинке в зоне правого полушария.
Если вам попалась книжка «Колобок» в кратком пересказе, типа «колобок сбежал от бабушки, волка, медведя и зайца, а лиса его съела» - выбросьте эту книжку! Она не развивает малыша.
В первую очередь у младенцев развивается зрение, звуковысотный слух, тактильная чувствительность, а также идёт активный рост нейронов, связанных с управлением собственным телом. Умение ходить и брать предметы пальцами, а также освоение речи, требует огромных ресурсов мозга - вот откуда такой бурный рост мозга до 3-х лет.

Для развития нужно создавать ребёнку среду богатую теми стимулами, которые активно воспринимаются в данный момент. В первую очередь - это зрительные стимулы, музыка и звук маминого голоса, тактильные ощущение - от держания на ручках для младенца до разнообразных текстур игрушек для малыша.

Для развития речи очень важны ритмические рисунки - многократно повторяющиеся несложные конструкции, колыбельные, поющиеся нараспев. Идеальны сказки про теремок, про колобка - тут самое важное - это повторения, рефрены! Эти рефрены должны иметь четкий ритмический рисунок и не должны проглатываться взрослым во время чтения. Если вам попалась книжка «Колобок» в кратком пересказе, типа «колобок сбежал от бабушки, волка, медведя и зайца, а лиса его съела» - выбросьте эту книжку! Она не развивает малыша. Это уже уровень логического обобщения, достойный 6 летнего ребёнка.
Если стучать чем-нибудь, то всегда будет слышен стук, если стучать по мягкому - звук тише, если по дереву-звук громче, если по маме - мама свой звук издаст. А если жать кнопку - звук одинаковый хоть жми, хоть стучи.
Развивая малыша, не усердствуйте с разнообразием! Помните, что малыш не способен удерживать внимание долго и не стоит дополнительно усложнять ему среду для восприятия. Подсовывайте игрушки по одной, давайте малышу возможность насладиться, изучить игрушку со всех сторон. Цвета игрушек должны быть также вполне определенные, до полутонов дело дойдёт чуть позже. Когда мозг немного созреет и будет способен классифицировать по одному из признаков, наличие этого четкого закрепившегося признака в виде цвета очень ему поможет.

По этой же причине не стоит малышам предлагать игрушки с кнопками. Кнопка в каждом конкретном случае даёт один и тот же результат, но в каждой следующей игрушке этот результат будет опять непредсказуем. Как тут обобщать и систематизировать? Вот если стучать чем-нибудь, то всегда будет слышен стук, если стучать по мягкому - звук тише, если по дереву-звук громче, если по маме - мама свой звук издаст. А если жать кнопку - звук одинаковый хоть жми, хоть стучи.
Ребенок не копирует каждого, кого видит, но очень хорошо копирует тех, с кем общается постоянно, к кому привязан.
Снова хочу отдельно остановиться на проблеме привязанности. На раннем этапе развития нет ничего важнее, чем нормально сформированная привязанность! Я уже упоминала, что тревожная привязанность тормозит развитие, поскольку ребёнок не может спокойно изучать мир в состоянии ожидания постоянного подвоха от мамы, он вынужден контролировать её наличие и постоянно напоминать о своём. Сейчас ещё отдельно хочу рассказать о таком феномене, как обучение с помощью зеркальных нейронов.

Зеркальные нейроны были открыты в 1990 году и сейчас еще ведутся исследования и споры, как именно они функционируют, но суть такова: человеку для обучения необязательно делать что-то самому. Достаточно просто наблюдать за действиями другого и в этот момент в мозге будут возбуждаться те же группы нейронов. Этот механизм входит в основу эмпатии и развивается у ребенка уже к 12 месяцам. Но для нас особенно интересно другое. Зеркальные нейроны работают в случае наличия связи между людьми, привязанности. Ребенок не копирует каждого, кого видит, но очень хорошо копирует тех, с кем общается постоянно, к кому привязан. С взрослением круг нашей привязанности расширяется, и наша развитая эмпатия позволяет нам подстраиваться под собеседника, который нам интересен, на этом во многом построены механизмы НЛП. Но для малыша в начале существует только один близкий взрослый, на которого малыш настраивается и с которого начинает считывать и обучаться. И если такого одного постоянного взрослого рядом не оказывается в период от 12 месяцев до 2 лет, то малыш не приобретает не только привязанность, но и эту возможность использования зеркальных нейронов для обучения. (Может быть, отсюда и берётся невиданный всплеск расстройств аутистического спектра?)
Что же поздно после трёх? Поздновато начинать выстраивать с ребенком доверительные отношения, формировать нормальную привязанность.
К чему я веду. Мы сколько угодно можем развивать своего малыша, приглашая к нему нянь, говорящих на разных языках, отдавая в секции плавания для грудничков и заваливая модными развивающими игрушками, но самым эффективным для развития малыша было и остаётся ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ. И современная наука подходит к тому, чтобы объяснить нам с научной точки зрения вполне очевидные вещи.

Итак, что же поздно после трёх? Поздновато начинать выстраивать с ребенком доверительные отношения, формировать нормальную привязанность. Если привязанность сформировалась по тревожному типу – ситуацию можно переломить, и нужно обязательно над этим работать, но сил и времени у вас на это уйдет сильно больше, чем, если бы нормальная привязанность была сформирована сразу.
В остальном, основные принципы развития такие:

1.Регулярное пение колыбельных и других песен вашему ребенку к 3м годам даст основу для развития речи и звуковысотного слуха.

2. Перебирание сыпучих предметов разовьёт мелкую моторику.

3. Игры с бытовыми предметами расширят представления ребенка об орудийном мире, внесут первые понятия о том, что у каждого предмета есть закрепленный способ его использования.

4. Потешки и песенки позволяют уловить ритм движений и речи, способствуют узнаванию своего тела, а также, при многократном повторении значимым взрослым - укреплению картины мира, носят успокаивающий характер.

5.Игры с куклами и машинками, в доктора, в парикмахера и прочие – ролевые игры - формируют представления и закрепляют понятия о ролевых моделях, о профессиях и правилах поведения в различных ситуациях.
Взрослый показывает способы общения, способы обращения с предметами, вносит новые понятия, утешает и ободряет, приходит на помощь и создаёт условия для развития.
Важно, что в каждой игре, во что бы ни играл ребенок, взрослый является носителем культурной информации, знаний, которые ребенок усваивает. Взрослый показывает способы общения, способы обращения с предметами, вносит новые понятия, утешает и ободряет, приходит на помощь и создаёт условия для развития.

Взрослый может (и должен) внедряться в игру ребенка, если что-то идет не так и надо переписать шаблон. Например, если ребёнок в игре выясняет отношения исключительно с помощью драки, взрослый должен показать альтернативный способ взаимодействия персонажей. И, по-хорошему, выяснить, откуда ребенок усвоил тот способ, который проявляет в игре. Взрослый должен расширять игру ребенка, придавая ей новые смыслы и обогащая игру.

Вообще, поскольку правое полушарие является ведущим до 7 лет, любое развитие и обучение возможно только в игре. И идеально, если это игра свободная, а взрослый её только наблюдает и расширяет. Ведущим в игре всё же должен оставаться ребенок.
6. Само собой, физическое развитие: ползание, лазание, ходьба, бег, плавание, танцы, прыжки на двух и затем на одной ноге, катание на самокате, беговеле – всё это обязательные источники развития для детей от нуля и старше. Всё, что связано с координацией движений очень важно не только для здоровья в целом, но и для развития межполушарного взаимодействия, которое критично для развития таких функций как чтение и письмо.

7. Современный мир невозможен без мультиков и телевизора. Чаще всего слышатся рекомендации о том, что надо исключить телевизор для малышей. Но как же быть бедным мамам, которые честно прочитали эту статью и книги Петрановской про привязанность и стараются быть правильным значимым взрослым для своего малыша? Как им выпить свою чашку остывшего кофе?

Моя позиция такая, что мультфильмы малышам можно, если эти мультфильмы - Малышарики. Малышарики лишены бегающей картинки и большого количества мелких деталей. Там очень плавное и спокойное повествование, прекрасные песенки, множество повторов и наглядные инструкции, объясняющие детям именно то, что должны усваивать дети малышового возраста. А маме тоже надо давать передохнуть (ударение на букву «у»).

Если у вас остались вопросы по раннему развитию вашего малыша, или вы никак не найдете золотую середину между заботой и тревожностью - записывайтесь на консультацию, буду рада помочь и поддержать.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda