Ответы детского психолога
Трудности первого года обучения
или почему мой одарённый ребёнок всё время болеет
В своей статье про готовность к школьному обучению я очень подробно описала, какие навыки и структуры мозга должны быть сформированы к моменту поступления в школу.

В этой статье я пойду от обратного: расскажу, какие бывают проблемы у первоклассников, если какое-либо условие готовности к школе не было выполнено.

Самый распространённый вариант сейчас - это ранний акцент на умственном развитии дошкольника. Ребёнок в 4 года знает буквы и возможно даже что-то читает, в 5 владеет счетом до 100, или даже ментальной арифметикой - само собой, что родители гордятся достижениями ребёнка и считают необходимым отдать его в сильный класс в престижную школу и с 6 лет. И по ускоренной программе обучения (не 4 года начальной школы, а 3).
Что случается с ребёнком, который до этих пор был образцом раннего развития и гордостью родителей?
Но, как только ребёнок оказывается за партой, вся его гениальность остаётся незамеченной учителем, потому что:

  • Ребёнок не слушает учителя.
  • Ребёнок «не умеет себя вести». Отвлекается, разговаривает, ходит по классу.
  • Ребёнок спорит с учителем.
  • Ребёнку скучно.

Как результат: родители разочарованы в школе, в ребёнке, в учителе, а ребёнок, чаще всего, уходит в болезнь и регресс.

Почему так происходит? Что случается с ребёнком, который до этих пор был образцом раннего развития и гордостью родителей?
Раннее изучение букв не означает понимания смысла написанного. Ментальная арифметика не даёт понятия количества.
Проблема в том, что у ребёнка не созрели до минимально необходимого для обучения в школе уровня некоторые зоны и функции мозга. Раннее изучение букв не означает понимания смысла написанного. Ментальная арифметика не даёт понятия количества. А игры, которые должны были к этому возрасту сформировать понятия классификации, ролевых моделей, любознательности и мотивации к учению не были освоены ребёнком в полной мере.

Если ребёнок не слушает учителя, вероятно, он ещё не преодолел кризис 7 лет, успешное прохождение которого даёт ребёнку способность признать неабсолютность своей точки зрения. А значит - ребёнок не видит необходимости учиться. А без мотивации никакое обучение невозможно в принципе.
Некоторые дети не владеют навыками подчинения общим правилам, не имеют понятий о субординации, не умеют договариваться и вступать в конструктивный контакт со сверстниками.
Некоторые дети просто не владеют навыками подчинения общим правилам, не имеют понятий о субординации, не умеют договариваться и вступать в конструктивный контакт со сверстниками. Это могут быть как проблемы в развитии эмоционального интеллекта, так и издержки воспитания, когда ребёнок в семье ставится на первое место и не знает слова «нельзя». Все эти навыки должны были бы вырабатываться в процессе совместных игр со сверстниками, но при подготовке к школе акцент был сделан на другом.

Ещё один вариант развития событий. Ребёнок идёт в школу, умея читать и писать и владея счетом до 100. Вроде, всё должно быть хорошо - ребёнок должен показывать отличные результаты, но по факту ребёнок опять же уходит в болезнь. Ему скучно, он не понимает, зачем он в этой школе, почему ему нельзя поиграть, пока все «тупые» учат буквы, которые он выучил давным-давно. Мотивация опять же падает до нуля.
Если ребёнок проглатывает буквы или не выговаривает часть букв с большой долей вероятности ему будет трудно воспринимать и записывать на слух.
Эта ситуация больше всего опасна тем, что пока ваш одаренный ребёнок скучает и отлынивает от выполнения заданий, другие дети, наоборот- привыкают учиться и входят в режим. И к середине второго класса разница между уровнями подготовленности стирается, а вот разница в уровнях мотивации и способности методично учиться - остаётся!

Ещё одна распространённая проблема первоклассников связана с логопедией. Если ребёнок проглатывает буквы или не выговаривает часть букв с большой долей вероятности ему будет трудно воспринимать и записывать на слух. Он также будет пропускать и заменять буквы при письме, как делает в речи.

Очень частая проблема при письме - отзеркаливание букв. Когда ребёнок путается, куда смотрит буква «я», куда - буква «р». Такие проблемы чаще всего вызваны недостаточной развитостью мозолистого тела (это связующее звено между левым и правым полушариями мозга).
Желание ребёнка идти в школу просто необходимо для органичной адаптации к новым для него условиям.
Если ваш ребёнок гиперактивен, неусидчив, то при любом уровне интеллектуального развития не стоит отдавать его в школу в 6 лет. Дайте мозгу ребёнка шанс дозреть и вырастить тормозные нейроны, так необходимые для саморегуляции поведения.

Очень важно, чтобы ребёнок хотел идти в первый класс! Смена обстановки, смена вида деятельности, режима дня, новые люди кругом - все это стресс, в любом случае, и желание ребёнка идти в школу просто необходимо для органичной адаптации к этим новым условиям.
Если же вы уже столкнулись с проблемами обучения в первом классе – обратитесь за помощью к нейропсихологу. Большинство проблем этого периода не решаются "в лоб".
Если вам осталось до 1 класса полгода и ребёнок не испытывает восторга по этому поводу, прямо категорически отмените любые занятия по подготовке к школе - это даст вашему ребёнку шанс получить обратно свою мотивацию к учебе, вдоволь наигравшись и благополучно, на оптимистичной ноте, завершив своё дошкольное детство.

Если же вы уже столкнулись с проблемами обучения в первом классе – обратитесь за помощью к психологу, а ещё лучше - к нейропсихологу. Большинство проблем этого периода не решаются "в лоб". Если вы будете заставлять ребенка, контролировать его, уделять больше времени и без того сложным для него урокам – ситуация может только усугубиться. В то время как с помощью специалиста, понимающего источник проблемы, ситуацию можно выправить без лишнего стресса для вас и вашего ребенка.

Если ваш ребенок только готовится пойти в первый класс - самое время пройти диагностику готовности к школе и получить персональные рекомендации по его развитию и подготовке. Для записи на диагностику воспользуйтесь формой ниже.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях:
Made on
Tilda